Первым делом вам надо для самого себя максимально честно решить, что для вас главное в аппаратуре, а что – второстепенное. Если главным для вас является Звук, то продолжайте чтение, потому что мои советы относятся исключительно к достижению достоверного звучания, и ни к чему более. Если же для вас главное – внешний вид, оригинальность или ценник – мои советы вам не нужны, точнее, вам нужны не мои советы.
Обычно рекомендуют сразу определиться с бюджетом. По своему опыту знаю, что в итоге на любую покупку бывает потрачено в 1.5 – 2 раза больше, чем предполагалось в начале, так что в рекомендации «определиться» есть доля лукавства. Производители и писатели хорошо понимают, что вы наверняка согласитесь на «чуть» большую сумму за «гораздо» лучшее качество. Так что первый совет
Рассчитывайте на в 1.5 – 2 раза меньшую стоимость по отношению к той сумме, которую реально можете потратить.
Рекомендуют быть информированным покупателем и прочесть массу журналов о Hi-End системах и другой околозвуковой литературы.
Информированность о предмете это всегда хорошо. Однако нужно понимать, какой тип информации и из каких источников вы получаете. Старайтесь воспринимать критически, не забывайте, что отзывы и оценки субъективны и прошли цензуру. Посему второй совет
Читайте не только рекламные статьи, но и объективные тесты, которые можно встретить на страницах IXBT, и других информационных сайтов.
Ещё лучше
Обязательно разберитесь, что означают страшилки, которыми вас пугают в рекламных статьях и приобретите к ним иммунитет. Освободитесь от предвзятости!
Только так вы сможете беспристрастно и верно оценить качество той или иной аппаратуры.
В «освобождении» вам могут очень помочь техническая грамотность и просто здравый смысл.
Я не призываю вас стать «технарём», или заместить одну предвзятость другой; я просто знаю, что только приобретя некоторые фундаментальные знания вы сможете освободиться от предвзятого отношения к очень многим вещам.
Надеюсь, что статьи, размещённые на моём сайте, тоже помогут вам.
В качестве «первого приближения» в выборе очень могут помочь технические показатели аппаратуры.
Не всегда производители эксклюзивно качественной техники не приводят параметры искажений. Даже такие именитые фирмы как Electrocompaniet всё же приводят циферки, которые им особенно удались (AW400;THD 0.0006% на частоте 1 кГц).
Присмотритесь повнимательнее, если производитель добился действительно неплохих циферок, то он их покажет.
Тот факт, что в описании аппарата вы не встретили данных по THDи/или IMD должен служить вам предостережением
Если приведены данные THD только на частоте 1 кГц, можно ожидать их примерно 5 – 50 кратного увеличения на частоте 20 кГц; IMD могут быть как равны гармоническим на 1 кГц-е, так и многократно превышать их.
Межблочные кабели на самом деле действительно влияют на звук, причём многие дорогие кабели способны серьёзным образом изменять звучание. Это не означает, что чем дешевле кабель, тем он лучше, выбирать кабель, видимо, следует "самый дорогой из самых дешёвых"; качественный, но без затей. При прослушивании в салоне..
Используйте свои, или, по крайней мере, предсказуемые недорогие межблочные кабели
Сейчас немного о том, как и на что нас «программируют».
Сладкоголосые пения маркетологов и эзотериков от Hi-End упорно напоминают нам, что нужны музыкальные АС, музыкальный усилитель, музыкальный CD и прочие «музыкальности». И всё это непременно должно «подходить» друг к другу.
120 вариантов - такое количество «музыкальностей» можно составить из 5 СD плееров, 5 усилителей и 5 АС. Ну, все готовы, начинаем?! Единственный в смысле «снятия лапши» рецепт – послушать всё не в «оптимальных» условиях, а так, чтобы мухи – отдельно, а котлеты – отдельно. Чтобы детально понять, например, как играет усилитель, вам непременно понадобятся очень хорошие CD плеер, AC, и комната прослушивания. Ну и, желательно, референсный усилитель. И хотя бы час времени. Сами понимаете, организовать подобное прослушивание вряд ли возможно просто потому, что эта аппаратура скорее всего из разных ценовых категорий. Первое следствие – мы оцениваем аппаратуру в совершенно разных условиях и на оценку всех «музыкальностей» у нас уходит масса времени и сил, покупаем же в итоге не самое лучшее из доступного. Второе следствие – многие из нас сдаются и покупают в итоге то, о чём прочитали в журналах, что и является конечной целью маркетологов. Поняв в конце концов, что купили не совсем то, продают за полцены и снова покупают в магазине, что и требовалось доказать.
Чтобы было веселее, и чтобы не обижать более Музыку. Буду теперь называть все эти музыкальности (которые по своей природе являются разного рода искажениями) эффектами. Эффекты бывают линейными (эквализация, временные задержки) и нелинейными (гармонические и вытекающие из них интермодуляционные, тепловые и пр.) Линейные эффекты в усилителях и ЦАПах не встречаются по причине равномерности их АЧХ, а в акустических системах они есть всегда. Нелинейные эффекты есть всегда и везде.
Основная особенность нелинейного эффекта в том, что «включив» его однажды, «выключить» его уже нельзя. Можно только маскировать или перебить ещё более ядрёным эффектом. Включили где-то в тракте эффект «скрежет» (витиевато и мутно описанный словами типа «чёткое акцентирование верхнего регистра верхних частот» или там чего ещё (а на самом деле высокие интермодуляционные искажения на средне-высоких и высоких частотах) и прощай детальность и воздушность! Антискрежета, увы, не существует! Каждый включенный эффект добавляет что-то, чего не было до его включения, и это что-то маскирует мелкие детали и нюансы, обедняя звуковую картину и делая её одинаково грубой для всех записей.
Поэтому, если вы обнаружите, что разные записи играют одинаково или почти одинаково – ищите слабое место.
Интересно, что включив одни и те же эффекты в разной последовательности, получим разный результат.
Встречаются, однако же, и красивые на первый взгляд эффекты, которые, например, отлично отыграют Yello, но полностью разочаруют на каком-нибудь незатейливом скрипичном квартете или женском вокале. Бывает и наоборот.
Поэтому для тестирования используйте разные жанры музыки. И, это важно, выбирайте не те композиции, которые, как вам кажется, вы знаете, как играют. Выберите для новой для себя аппаратуры новые записи. !Обязательно! аудиофильского качества. Их, как и почти всё в этом мире, можно скачать из Интернета.
Эффекты становятся привычными и надолго застревают в ушах, мешая свежему и адекватному восприятию по-настоящему прозрачного звука. Отсюда ещё один совет.
Прослушивание новой для вас аппаратуры по возможности проводите с утра, в непринуждённой атмосфере, начиная с аппаратуры потенциально более высококачественной.
И помните, что слух любого человека, даже профессионала, «замыливается» в течение одного-трёх часов, тем быстрее, чем больше вы напрягаетесь и тем медленнее, чем более хороша аппаратура и более разнообразен выбор тестовых записей.
Если что-то сильно не понравилось, отбрасывайте сразу!
Этот совет может показаться вам перпендикулярным по отношению к рекомендациям маркетологов послушать аппарат несколько часов, пока тот «прогреется». Так оно и есть! Прогреваются в это время не транзисторы с проводами, это ваши собственные уши насильно приучаются к специфичным искажениям.
Или к их отсутствию!
Интересное наблюдение: чем хуже аппаратура, тем больше времени требуется для её (то есть вашего) «прогрева». Помните, однако, и об обратном эффекте:
Если вы уже привыкли к специфично окрашенному звучанию
(по своему опыту могу сказать, что вы можете даже не подозревать о своей привычке), вам может потребоваться от одного часа до трёх дней (!!!) «прогрева» чтобы привыкнуть к неокрашенному звучанию. Зато потом обратной дороги не будет. Такой опыт научит вас безошибочно распознавать даже небольшую окраску и невысокий уровень искажений, вы поймаете эту волну прозрачности, сопровождаемую потрясающем эффектом присутствия и сможете устойчиво закрепиться на ней, заодно избежав «кривых дорожек» Hi-End-а.
Подводя итог, в качестве отправной точки поиска предлагаю вам принять следующую идею.
Чем короче тракт и чем меньше искажений он вносит, тем ближе то самое единственно истинное звучание, Замысел Звукорежиссёра.
И когда вы услышите подобную систему, с правильностью которой вы на уровне рассудка согласитесь, но у вас останутся неустранимые внутренние сомнения, что вам она действительно «подходит», тогда, и только тогда вступайте на долгий и зыбкий путь поиска «своего» звука.