Уже очень много сказано за и против многоканальных систем, поэтому вкратце. Что же необходимо, чтобы в домашних условиях в полной мере использовать потенциал многоканального звука.
Само наличие музыкального материала. Дело в том, что подавляющее большинство музыки до сих пор записывается в обычном стандарте 16/44.1 стерео. Эта технология (в отличие от 5.1, например) очень хорошо освоена звукоинженерами, от которых, в основном, и зависит результат. Поэтому очень многие стереозаписи демонстрируют не только отлично выстроенную, глубокую сцену, но даже эффект сверхбазы, когда кажущиеся источники звука выходят за логичные пределы зоны стереоэффекта (между АС). Несомненный плюс стерео ещё и в том, что пару АС все же удаётся расположить оптимально даже в обычном жилом помещении. Многоканальный звук не в последнюю очередь предполагает просмотр фильмов. Но просто наличия DVD пластиночки в случае кино недостаточно, кино хочется посмотреть на родном языке. Надо сказать, что сам по себе процесс дублирования чрезвычайно редко не приводит к потере целостности звукового пространства. Когда проблема замещения одного языка другим (чтобы фразы совпадали по длине, артикуляция хорошо ложилась на оригинал, а типаж дублёра был похож на актёра) решена, то остаётся ещё проблема «замещения» голосового сопровождения, которая чисто технически представляет собой сложную задачу. При отсутствии исходной многодорожечной записи НЕВОЗМОЖНО заместить только голос, не подпортив всё остальное. Но даже если эта многодорожечная запись каким-то способом попала на студию дубляжа, требуется новое сведение, с восстановлением оригинального положения в пространстве нового голоса и его реверберационной картины. И если для культовых фильмов идущих в прокате эта нетривиальная задача решается, то для серийной продукции массового потребления это совсем не так.
Потребная аппаратура, стоящая пока очень и очень недёшево. Здесь надо отметить, что даже довольно дорогие многоканальные модели демонстрируют весьма посредственное, по меркам высококачественной стереоаппаратуры, звучание.
Правильное расположение акустики (акустика приличного уровня имеет соответствующие габариты)
акустическая обработка с применением мягко говоря не очень эстетично выглядящих специальных материалов
эквализация с целью устранить те резонансы, которые невозможно заглушить, и уравнивание временнЫх задержек. Применение автонастройки, присутствующей сейчас во многих моделях ресиверов и цифровых процессоров, не приводит, увы, к существенному улучшению. Сказывается наличие стоячих волн, неодинаковость АС и несовершенство алгоритмов обработки. Очевидно, что процесс авкокалибровки нужно проводить многократно, для многих точек пространства, разумным образом усредняя полученный результат. А этим пока могут похвастаться немногие аппараты.
и, наконец, необходимо втиснуть слушателей и зрителей в правильное место, которое обычно получается очень компактным, обычно на одну персону.
Как видим, в обыкновенной жилой комнате соблюсти вышеперечисленные условия вряд ли возможно, обычно требуется перепланировка и серьёзная акустическая обработка, сделать которую с предсказуемым результатом могут только профессионалы.