Наверное, все согласятся с мнением, что стимулом к развитию аудиотехники было стремление приблизиться к живому звучанию музыки.
И как бы ни проводилось тестирование аппаратуры, эталоном всегда был живой звук, максимально достоверная репродукция заслуживала наивысшей оценки.
Это было, так сказать, в раньшие времена, про которые и пойдёт речь.
Историческая справка.
В далёком 1973 году в далёком городе Берлине родился стандарт Hi-Fi, отображавший на тот момент минимально необходимые требования к параметрам аппаратуры.
Бытует ошибочное мнение, что концепция Hi-End появилась позже и представляет собой логичное развитие стандарта Hi-Fi. На самом деле эта концепция зародилась гораздо раньше, в 1962 году, и не имеет с Hi-Fi ничего общего, поскольку в качестве единственного критерия качества аппаратуры был положен метод субъективной экспертной оценки, произведённой одним-единственным человеком, безотносительно технических характеристик.
В момент зарождения эта концепция была, безусловно, прогрессивной, поскольку измерительная техника тех лет была малодоступна и весьма далека от совершенства. Время шло, появился стандарт Hi-Fi, явившийся для производителей очень хорошим стимулом к развитию. За последующие 10-15 лет появилось очень много высококлассной аппаратуры. Рынок оказался перенасыщен, производство терпело убытки, и требовалось радикальное маркетинговое решение.
Вот тут-то и пригодилась концепция Hi-End!
Под этой вывеской, снабжённой известным восклицанием «а мне нравится!» стало возможно продавать что угодно.
Концепция Hi-End оказалась необыкновенно удачной ещё и потому, что речь зашла об эксклюзивной технике, сделанной руками любителей музыки и «специально для Вас» (нас с вами, правда, забыли спросить, действительно ли нам нужны многокилограммовые передние панели из литого чугуния и золочёные ножки, и действительно ли нам не нужен регулятор тембра).
Понятное дело, покупателя к такому радикальному повороту событий надо было готовить.
Подготовить человека к тому, что истины казавшиеся непреложными на самом деле вовсе даже наоборот – задача непростая. Но на то они и специалисты с психологическим университетским образованием – они справились!
Ведь какой бы несбыточной ни была сказка, мы её ждём, мы к ней готовы!
Справка из Яндекс словаря: «ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА — целенаправленные действия со стороны продавцов, экспортеров товара, маркетинговые усилия фирм и предпринимателей, проводимые в интересах возбуждения, повышения спроса потенциальных покупателей, потребителей на определенный товар. Основным инструментом формирования спроса служит реклама, информирование потребителя о новом для него товаре.»
Теперь уже трудно найти человека, имеющего иммунитет.
Покупатели, типа, «самого лучшего». «Самое лучшее», естественно — самое дорогое. Дешевые вещи они не будут покупать в принципе — «перфекционисты», понимаете ли...
Больные или просто легко внушаемые люди. Они все время стремятся улучшать свою аппаратуру, якобы стремясь к совершенству. А если параметры и так уже абсолютны, то как же дальше совершенствоваться?
Ценители «ручной работы» — фактически, родственный вид первой категории. А как среди массовой продукции выбрать что-то неповторимое?
Выход из тупика был найден в лице high-end. Собственно, дорогие изделия существовали всегда. Просто теперь их существование, наконец, получило свое идеологическое обоснование. Эта идеология была призвана удовлетворить вкусы всех трех вышеперечисленных групп покупателей.
Для первой появились усилители мощностью в несколько Ватт и ценой в дясятки и даже сотни тысяч долларов.
Для второй — возможность апгрейда, т.е. замены обычных разъемов на золотые, медных проводов на серебряные, обычных конденсаторов на аудиофильские и так далее до бесконечности.
Для удовлетворения потребностей третьей категории появились сотни мелких фирм, которые «на коленке» клепают монстров с толстенными передними панелями из дюралюминия, а лучше из мрамора, гранита или лунного камня. При том, что в год таких изделий продается от силы несколько штук, вероятность для счастливого обладателя такой штуки встретить себе подобного близка к нулю, т.е. критерий штучности, можно сказать, соблюден.
Конец цитаты
С маркетинговой стороной вопроса вроде бы всё ясно. А что же со звуком?
Логично было бы предположить, что ведущие производители электронных компонентов тоже поддержали бы модное веяние Hi-End и начали бы выпускать новые компоненты со всевозможным «оригинальным» и «музыкальным» звучанием. Можно было бы ожидать возобновления производства германиевых транзисторов, например, или очень хорошо (согласно легендам) зарекомендовавших себя ЦАПов начала 90-х.
Однако почему-то этого не произошло! Они все без исключения, напротив, продолжили развитие по пути улучшения «формальных» характеристик своих изделий! Для аппаратуры Hi-End в оригинальных datasheet-ах рекомендованы не всегда самые лучшие, но всё же оченьхорошие компоненты! Стоят они, кстати, совсем недёшево, может поэтому и применяются в аппаратуре Hi-End нечасто.
Ситуация противоречивая, вроде бы есть потребность…
Противоречие перестаёт быть таковым, если применить теорию множественности истин.
Парадоксально, но факт! Под общим названием Hi-End существуют по меньшей мере четыре основных и в корне отличающихся друг от друга течения!
1. Превосходное качество. Параметры очень хорошие, гарантируется натуральное и неокрашенное звучание, апгрейд невозможен. Внешний вид в основном строгий и отвечает содержанию. Функционал как правило урезанный (во имя Звука, разумеется).
2. Неповторимое качество. Параметры могут быть самые непредсказуемые, в том числе неповторимо убогие с технической точки зрения. Звучание от очень хорошего до очень специфичного, часто сильно зависит от жанра музыки и «связки» аппаратуры.
3. Превосходный и неповторимый внешний вид. Всё остальное как в п.2
4. Дизайн, изначально предусматривающий замену блоков или деталей на более качественные, этакий конструктор. Всё остальное как в п.2
Аппараты первой группы обязательно потребуют современных и очень хороших деталей, для второй и третьей групп есть масса вариантов, для четвёртой группы, понятно, подойдут только аудиофильские компоненты. Для четвёртой группы характерна одна особенность: параметры и звучание изначально не должны быть хороши, либо вновь купленные блоки должны обладать специфическим звучанием, чтобы владелец такого конструктора «почувствовал разницу».
Все эти течения, безусловно, имеют право на жизнь, ибо удовлетворяют настолько же непохожие потребности разных типов покупателей.
Мои изделия относятся к первой группе.
Ну а теперь о забавном и разном.
Выдержки из книги Роберта Харли «Энциклопедия Hi-End аудио»:
«уже сама идея изменения сигнала противоречит основным ценностям Hi-End» и «усилители, имеющие самые низкие значения искажений, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания» или
«Аудиосистема вынуждена балансировать на тонкой грани между естественным разрешением и аналитичностью звучания» или
«огромная поверхность электростатического громкоговорителя позволяет точнее воспроизвести размеры образов музыкальных инструментов» или
«попробуйте использовать сетевые фильтры, в некоторых случаях они позволяют добиться существенного улучшения, в других - нет, а иногда могут привести к снижению качества работы системы»
Внутренне противоречивые идеи и легенды такого типа создали могучую путаницу в головах легко внушаемых и технически неграмотных людей. Такая путаница при полном отсутствии чётких канонов позволяет с лёгкостью спекулировать на извечном стремлении людей к идеалу, по ходу дела придумывая новые понятия и нюансы.
Что интересно, особо ярые адепты Hi-End с порога отвергают любую науку, для них не существует ни психоакустики, ни метрологии, ни даже статистики, есть только богатая совокупность плохо осознанных несвязных «понятий» и субъективное здесь-и-сейчас-ное ощущение «вовлечения» в музыку! Фактически, они изо всех сил пытаются и покупателя вовлечь в свои бесконечные игры по поиску «своего» звука. Причём ареной этого поиска становится поле чудес.
Так что же такое, этот «свой» звук?! Может быть, действительно можно найти неповторимо-выразительное звучание, чистое, детальное, воздушное, ясное, артикулированное, раскрывающее целый сонм музыкальных нюансов, НО «подходить» оно будет только вам?!
А остальные назовут его резковатым, излишне аналитичным, скучным и бесцветным… согласитесь, как-то это маловероятно.
Но если это звучание понравилось и вам, и большинство слушателей оценили его именно так, является ли оно таким уж «неповторимым»? Может быть, оно просто неискажённое, т.е. точное? И «подошло» оно не только вам, а всем тем, кто ценит натуральность и неокрашенность?
Разумеется, всегда найдутся слушатели, которые назовут его резковатым, излишне аналитичным, скучным и бесцветным.
Но факт остаётся фактом. Лучшие по результатам слепого тестирования аппараты имеют лучшие технические характеристики. Этот факт доказывает ещё и то, что бОльшая часть экспертов принадлежит к людям с нормальным слухом. Под нормальностью я понимаю способность отличать и предпочитать более точное, близкое к оригиналу звучание менее точному.
А может быть, (есть и такое мнение) идеал недостижим настолько, что мы можем только иногда слегка приблизиться к нему с помощью тонкой настройки своего весьма вариабельного комплекса аппаратуры?!
В любом случае, нужно иметь в виду тот факт, что «продукт готов употреблению». Его недостатки, если они и есть, не повторяются от записи к записи. Если вы с помощью какого-либо компонента аудиокомплекса исправите недостаток одной записи, скажем навязчивое цыканье высоких частот, то на другой (нормальной) записи вы неизбежно ощутите потерю прозрачности и воздуха.
Особое место среди "исправителей неправильностей" занимают пропагандисты "тёплого звука". Они вдруг решили, что звук какой-то холодный и его необходимо срочно "согреть". Как будто только им известно, как правильно.
На мой взгляд, следует просто согласиться с точкой зрения звукорежиссёра, прямо скажем не последнего человека в нашем деле, а аппаратуру приобрести максимально точную.